Вспомогательные средства для работы с лошадьми

стойло

   Все те приспособления, которые надеваются на лошадь для того, чтобы она могла приложить свою силу к тому или другому орудию или повозке, называются упряжью.

   Одна часть упряжи — это приспособления, которые служат для непосредственного приложения к ним силы лошади: хомуты, шорки, седла. Ко второй части нужно отнести все то, что служит для передачи усилий лошади к орудию,— это гужи, постромки, оглобли, вальки и т. д. Наконец, в современной упряжи нужно еще различать целый ряд приспособлений для управления животным: уздечка, удила, вожжи и, наконец, хлыст — наиболее древний элемент в этом разделе.

   Основное требование к хомуту заключается в том, чтобы он возможно полнее прилегал к плечам лошади и соответствовал их анатомическому строению. Поэтому в современных хомутах клещи делаются не прямыми, а изогнутыми сообразно конфигурации шеи и плеч лошади. Так как строение плеч и шеи различно для разных лошадей, то клещи (и хомуты) производятся нескольких размеров как по общей величине (длина и ширина), так и по форме вырезов.

   Поскольку хомут является самой ответственной частью упряжи, то на правильность его подгонки нужно обращать особое внимание. Хомут должен плотно облегать плечи лошади, опираясь на них возможно большей поверхностью. Вместе с тем он не должен быть короток или узок и тем стеснять дыхание лошади. Лучше, если уж он будет несколько свободен, чем слишком тесен. При правильном выборе размера хомута он лежит на плечах лошади так, что между нижним краем шеи (горлом) и хомутиной можно просунуть плашмя ладонь. Верх хомута должен лежать несколько впереди холки, на гребне шеи, но не прилегать к самому гребню. Между хомутом и гребнем шеи должны проходить два пальца. Для того, чтобы хомут не жал в работе на плечи лошади и принимал их форму, подкладка его должна быть из толстого слоя мягкого войлока.

   Тяговое усилие, проявленное лошадью, непосредственно прилагается к хомуту, а от него с помощью гужей и постромков передается орудиям или повозке.

   Для того, чтобы смягчить резкость и силу ударов, оказываемых повозкой на лошадь при плохой, неровной дороге, применяются в русской оглобельной запряжке дуга, а в заграничной — так называемые модераторы. Дуга, зажатая своими ветвями между оглоблей, находясь в состоянии напряжения, при ударах и толчках повозки пружинит и тем предохраняет плечи лошади от вредного воздействия.

   Постромки — часть упряжи, непосредственно связанная с хомутом. Они бывают веревочные, ременные и цепные. По длине обе постромки должны быть одинаковы. Во избежание потертостей на боках и ляжках лошадей необходимо постромки в соответствующих местах обшивать войлоком, а также не делать узких валиков.

   Хомут, шорка и постромки — это основные рабочие части упряжи при запряжке в сельскохозяйственные машины, орудия и дышловые повозки. Остальное — уздечка, шлея и вожжи — не имеют существенного значения и не требуют особой подгонки. Шлея вообще редко употребляется в полевых работах, а при ее подгонке нужно только следить, чтобы она не была коротка, т. к. тогда она будет натирать окорока лошади и стеснять движение.

   О вожжах следует сказать только, что они должны быть настолько длинны, чтобы можно было производить все обслуживание орудия, не выпуская их из рук. Имея вожжи всегда в руках, легче вовремя остановить и удержать лошадей, если они чего-либо испугались или сильно беспокоятся от мух.

   Запрягая в дуговую упряжь, прежде всего нужно проверить, одинаковой ли длины гужи у хомута, а также тяжи у оглоблей, не получается ли перекоса передка повозки. Если на запрягаемой лошади предполагается ехать не только шагом, но и рысью, то кроме чересседельника нужно всегда надевать и подбрюшный ремень. Без падбрюшного ремня на одном чересседельнике оглобли и дуга на рыси будут болтаться и набивать лошади холку и спину.