Всем известна байка о том, что страусы, в случае опасности, зарывают свою голову в песок, «прячась» от неприятеля. Однако страусы в последнее время стали известны ещё и по другой причине. Дело в том, что в России сегодня можно наблюдать повышенный интерес к разведению страусов. Эти экзотические птицы через пару лет с момента создания фермы позволяют владельцу окупить все расходы и зарабатывать с каждой страусиной семьи ежегодно 2 млн. руб. Такой размах интересен не только фермерам-одиночкам, но и среднему классу бизнеса.
Почему же разведение страусов так выгодно?
Начнём с того, что по прибыльности выращивание страусов находится всего на ступеньку ниже после фармацевтики. Страусиное мясо по вкусу напоминает говядину, но стоит намного дороже. Оно считается диетическим продуктом, так как низкокалорийное и не содержит холестерина. Страусам не опасен птичий грипп, у них сильная иммунная система. Они быстро адаптируются к любым условиям. Без особых проблем переносят суровую русскую зиму, не требуя особого ухода.
Чем питаются страусы?
В основном тем же, что и куры, т.е. преимущественно растительной пищей. Из зерновых культур: ячмень, пшеница, кукуруза, просо, горох, бобы. Из трав: клевер, силос злаков, капуста, шпинат, ботва огородных культур и т.д. Желательно, чтобы в рацион страусов входили и зерновые и трава. На зиму для страусов необходимо заготовлять сено. Время вырастания страуса до убойного веса (100-120 кг) составляет 8-12 месяцев. Выход чистого мяса из туши – 55%. Это намного выше других сельхозживотных. Самка, начиная с возраста 1,5 года, несёт яйца (30-60 яиц за один сезон с апреля по сентябрь). Период продуктивности самок – 30 лет. Одно яйцо страуса равно 35 куриным (вес 1,5 кг). Кроме мяса и яиц мы имеем ещё страусиный жир (используется в медицине и косметике), кожу (используется для шитья обуви, одежды и сумок).
На «страусином» рынке можно чётко выделить два основных направления деятельности:
- • товарное (производство мяса и кожи);
- • племенное (выращивание молодняка).
Начинать страусиный бизнес рекомендуется с товарного производства. Это намного проще в плане организации хозяйства и его сертификации. От товарной фермы гораздо быстрее получить отдачу, что весьма важно в плане возврата взятых кредитов.
Проработав не менее трёх лет на товарном производстве и доказав жёсткое соблюдение ветеринарного и санитарного режимов, страусиная ферма может претендовать на получение статуса племенной.
Спрос на продукцию страусоводства сегодня растет. Разведение страусов – достаточно рентабельный бизнес. Чем больше племенных производителей имеется на ферме, тем больше прибыли вы получите за сезон.
В заключение несколько цифр, характеризующих данный вид бизнеса (из расчёта на 1 голову). Наши расходы на одного страуса.
- приобретение суточного молодняка – 1000 руб.;
- корм – 2700 руб.;
- затраты на выделку шкуры – 400 руб.
Разумеется сюда необходимо добавить и некоторые другие затраты как производственного, так и непроизводственного характера. С учётом всех этих расходов общая сумма затрат на выращивание одного страуса до убойного веса в 100 кг составит примерно 6000 руб. Теперь подсчитаем наши доходы.
Розничная цена 1 кг страусиного мяса – 600 руб.
С одной туши страуса весом 100 кг можно получить 35 кг кондиционного страусиного мяса.
Итак, с мяса одного страуса имеем 35 х 600 = 21 000 руб.
С продажи выделанной шкуры имеем 2400 руб.
Всего доходов (мясо и шкура): 21 000 + 2400 = 23 400 руб.
В случае продажи страусиных яиц дополнительно будем иметь по 700 руб. за яйцо. Кроме того, страус даёт ещё жир и перья – страусиный бизнес безотходный. А это тоже дополнительные доходы.
Из вышеприведённых цифр каждый может сам, при необходимости, сделать соответствующие выводы о выгоде бизнеса по разведению страусов на своей ферме.